Введение в Web3: как развивается интернет нового поколения

Согласно Statista, в 2022 году число пользователей интернета преодолело рубеж в 5 млрд. Из них аккаунтами в соцсетях обладают 4,7 млрд человек — более половины населения Земли.

Значительные сегменты Всемирной паутины подконтрольны крупным технологическим компаниям, которые цензурируют пользовательский контент и зарабатывают огромные деньги на персонализированной рекламе.

В ответ на сложившуюся олигополию уверенно развивается интернет нового поколения — Web3. Он зиждется на децентрализации и призван наделить властью простых людей, сделав их полноправными собственниками цифрового контента и устранив цензуру.

  • Концепция Web3 зародилась несколько десятилетий назад, но интерес к ней оживился в последние годы на фоне популярности криптовалют, DeFi и NFT.
  • Основные принципы «нового интернета»: децентрализация, общедоступность, нативные платежи и отсутствие необходимости доверять третьей стороне.
  • На пути к массовому принятию Web3 есть ряд преград. Но разработчики трудятся над улучшением пользовательского опыта, масштабированием, компонуемостью, устранением зависимости от централизованных сервисов и снижением технических барьеров для простых пользователей.

Экскурс в прошлое

Интернет прочно укоренился, став привычным элементом современной жизни. Многим, вероятно, кажется, что он существовал испокон веков. Однако нынешний формат Всемирной паутины разительно отличается от первоначального. Чтобы лучше понять суть и отличительные особенности Web3, следует обратиться к истории.

В 1989 году, работая в CERN над внутренней системой обмена документов Enquire, Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, ныне известный как Всемирная паутина. Проект был утвержден и реализован.

Первая версия Всемирной сети — Web 1.0 — стала приобретать популярность в начале 90-х, после внедрения протокола коммуникации и HTTP. Сайты этой версии представляли собой доступные «только для чтения» статические страницы с текстом, ссылками и изображениями.

Эпоха Web 2.0 началась в 2004 году с появлением социальных сетей, интерактивных платформ и сервисов. Сайты превратились в веб-приложения, которые юзеры стали использовать самостоятельно, взаимодействуя с другими участниками Всемирной паутины. 

Возникли также облачные сервисы. Крупнейшим провайдером последних является американская компания Amazon.

«По мере того, как все больше и больше людей подключались к интернету, несколько ведущих компаний стали контролировать несоразмерно большой объем трафика и стоимости, генерируемой в сети», — отметили эксперты Ethereum.org.

По их словам, Web 2.0 также породил рекламно-ориентированную модель доходов. В рамках последней пользователи «могли создавать контент, но не владели им и не получали выгоды от его монетизации».

Web3

Концепция интернета следующего поколения зародилась еще в 90-е годы. В 2014 году, вскоре после запуска Ethereum, Гэвин Вуд опубликовал статью. В ней он описал Web3 как более децентрализованную версию сети, построенную с использованием блокчейна. Его предложения касались прежде всего изменений в системе хранения данных и повышения уровня анонимности пользователей.

«Гэвин выразил словами решение проблемы, волновавшей множество ранних последователей криптовалют, — интернет требовал слишком много доверия», — подчеркнули авторы статьи на Ethereum.org.

Интерес к новой концепции оживился в 2020-2021 годах на фоне роста популярности децентрализованных приложений и NFT.

Сам термин Web3 довольно размытый, из-за чего в сообществе нередко возникает путаница, а сама идея подвергается критике.

«Кто-нибудь видел Web3? Не могу его найти», — сиронизировал Илон Маск.

Термин стал чем-то вроде универсального определения нового, лучшего интернета. Пожалуй, лучше всех раскрыл суть Web3 инвестиционный директор Equation Capital Хим Гаджрия.

«Web 1: чтение
Web 2: чтение-запись
Web 3: чтение-запись-владение», — написал он.

Чтобы лучше понять особенности и выявить основные отличия от предыдущих итераций Всемирной паутины, можно выделить следующие принципы:

  • децентрализация. Правом собственности на контент обладают пользователи, а не крупные корпорации;
  • общедоступность. Каждый имеет равный доступ к Web3, никого нельзя исключить из экосистемы;
  • нативные платежи. Использование децентрализованных протоколов вместо банков и платежных систем, опирающихся на устаревшую инфраструктуру;
  • отсутствие необходимости доверять третьей стороне благодаря использованию различных экономических стимулов и прочих механизмов.

Теперь рассмотрим основные киллер-фичи Web3, которые обусловливают важность новой концепции.

Web3 беспрецедентным образом наделяет пользователей правом собственности на их цифровые активы. 

Предположим, вы играете в какую-то Web2-игру. Приобретаемый внутриигровой предмет привязан непосредственно к учетной записи. Если издатель удалит ваш аккаунт — вы утратите его. Если перестанете играть, можете потерять стоимость, инвестированную в цифровой объект

Web3 открывает возможность прямого владения объектами посредством невзаимозаменяемых токенов. В этом случае ни создатели игры, ни кто-либо другой не может лишить вас цифровой собственности. Если вы прекратите играть, то сможете продать внутриигровые предметы на рынке, возместив затраченные средства.

Платформы Web 2.0 требуют доверия к себе от создателей контента. Последние также должны следовать определенным правилам. Важная отличительная особенность Web3-платформ — устойчивость к цензуре.

Помимо надежного владения данными в новой экосистеме, вы также можете выступать в роли собственника платформ. Для этого используются токены управления, выполняющие схожие с акциями компаний функции.

ДАО позволяют каждому принимать участие в развитии проектов, голосуя за самые различные решения — от интеграции с новым блокчейнами до изменений в монетарной политике.

Признаки ДАО есть у многих Web3-сообществ. Последние, впрочем, различаются по степени децентрализации и автоматизации посредством кода.

У большинства пользователей Всемирной сети есть аккаунты на крупных Web2-платформах вроде Twitter, YouTube, Facebook или Reddit.

«Одним кликом мыши эти сервисы могут заблокировать вашу онлайн-жизнь. Хуже того, многие платформы требуют, чтобы вы доверяли им персональную информацию для создания учетной записи», — подчеркнули аналитики Ethereum.org.

Web3 решает подобные проблемы, предоставляя пользователям возможность контролировать свою цифровую идентичность посредством инструментов вроде ENS.

Платежная инфраструктура Web 2.0 полагается на традиционные финансовые учреждения и процессинги, отсекая людей без банковских счетов и живущих в подсанкционных странах.

Web3-приложения используют криптовалюты и токены, для взаимодействия с которыми нужен лишь браузер и соответствующее расширение вроде MetaMask.

Нерешенные (пока) проблемы

Рассказывая о преимуществах «нового интернета», справедливо упомянуть о недостатках и проблемах, все еще требующих решения.

Важные функции вроде логина посредством Web3-кошелька бесплатны и давно доступны. Однако стоимость транзакций, особенно в сети Ethereum, относительно высока. Это может служить препятствием массовому принятию криптовалют и dapps в развивающихся странах. 

Тем не менее разработчики неустанно борются с проблемой масштабирования, из-за которой растет цена газа в периоды повышенной ончейн-активности. Создаются и дорабатываются решения второго уровня (L2). 

В дорожной карте Ethereum предусмотрен ряд прочих оптимизаций, которые должны сделать транзакции доступнее и снизить стоимость взаимодействия со сложными смарт-контрактами.

Другая проблема — пользовательский опыт, сопряженный с достаточно высокими техническими барьерами. Участникам сети нужно понимать, что такое приватный ключ и почему его следует надежно хранить втайне, разбираться в основах кибербезопасности и ориентироваться в интерфейсах децентрализованных приложений.

Разработчики не сидят сложа руки, создавая более интуитивные сервисы. Однако предстоит проделать еще много работы, прежде чем Web3 станет по-настоящему массовым явлением.

Экосистема «нового интернета» стремительно развивается, но до сих пор во многом полагается на централизованную инфраструктуру (GitHub, Infura и т. д.). Некоторые сервисы вроде Lido и Flashbots пытаются исправить это, однако для создания надежного фундамента не требующих доверия Web3-приложений нужны значительные усилия и время.

Например, глава Animoca Brands убежден, что для «построения 3D-интернета» на основе метавселенных потребуется 10 лет или более. По его словам, виртуальные миры нуждаются в совместимости между контентом.

Основатель ConsenSys и один из создателей Ethereum Джозеф Любин назвал сегодняшние виртуальные миры интернетом 1994 года. При этом он считает, что через много лет метавселенные изменят повседневную жизнь.

CEO Aave Стани Кулечов убежден, что Twitter не перейдет на блокчейн. По его мнению, Web3-соцмедиа станут не обновлением текущих платформ, а совместимой сетью новых проектов.

Текущие тенденции развития Web3

Беспощадный медвежий рынок сильно ударил по криптоиндустрии, сегмент DeFi не стал исключением.

По отношению к отметкам конца 2021 года совокупный TVL децентрализованных приложений просел на ~75% — со $180 млрд до $44 млрд.

Данные DeFi Llama по состоянию на 10.11.2022.

График ниже иллюстрирует, что самая обширная категория Games удержалась на плаву — число активных пользователей уменьшилось несущественно.

Данные: DappRadar, Leapfrog Crypto.

Остальные сегменты значительно просели по данному показателю. Особенно заметно падение в DeFi и NFT (Collectibles). Примечателен рост в High risks и Gambling

За год совокупное число пользователей (по всем категориям) уменьшилось всего на 3,5%. Недельный объем транзакций при этом вырос на 8,13%.

Данные: DappRadar, Leapfrog Crypto.

С другой стороны, общий оборот Web3-платформ просел более чем на 85%.

Данные: DappRadar, Leapfrog Crypto.

Ethereum по-прежнему остается лидером по TVL, с огромным отрывом опережая конкурирующие экосистемы вроде BNB Chain, Tron и Polygon.

Данные DeFi Llama по состоянию на 10.11.2022.

Примечателен стремительный рост числа адресов в экосистеме NEAR Protocol. Схожая динамика наблюдается по суточному объему транзакций и метрикам активности разработчиков.

Данные: DappRadar, Leapfrog Crypto.

На фоне повсеместного падения TVL среди экосистем показатель Tron вырос более чем на 50%.

Данные: DappRadar, отчет Leapfrog Crypto.

Объем средств в приложениях поддерживаемой Джастином Саном платформы стал уверенно расти после краха Terra и почти одновременного с ним запуска алгоритмического стейблкоина USDD.

Данные: отчет от CoinMarketCap и TokenInsight.

Эксперты CoinMarketCap и TokenInsight отметили рост экосистемы на базе решения второго уровня от Optimism — 161,62% за третий квартал. По их наблюдениям, платформа существенно сократила отрыв от лидера сегмента — Arbitrum.

Общий TVL сегмента L2-решений и показатели в разрезе отдельных протоколов. Данные: L2Beat.

Исследователи также пришли к выводу, что на фоне медвежьего рынка стейблкоины стали активнее использоваться в качестве обеспечения в лендинговых протоколах.

Ключевые тезисы аналитиков DappRadar из отчета за октябрь:

  • динамика уникальных активных кошельков в Web3-сегменте демонстрирует признаки восстановления, однако показатель все еще на 31% ниже отметок годовой давности;
  • Arbitrum и Optimism благодаря интеграции с Lido нарастили численность активных кошельков на 501% и 83,31% соответственно;
  • интеграция Google Cloud с NEAR Protocol позитивно сказалась на ключевых показателях последнего — количество активных кошельков выросло на 1332,85% в сравнении с сентябрем;
  • несмотря на существенное падение объема торгов и продаж NFT, число уникальных трейдеров токенами в октябре выросло на 18%.

Разработчики трудятся, невзирая на ценовую динамику.

Динамика числа развернутых смарт-контрактов на фоне цены Ethereum. Данные: отчет Alchemy.

Концепция Web 3 привлекает не только криптопроекты и стартапы, но и традиционных игроков Web 2.0 — крупные технологические компании. 

В мае 2022 года Google Cloud объявила о начале разработки инструментов для блокчейн-разработчиков. Экс-председатель и глава Google Эрик Шмидт назвал идею Web3 интересной и выделил два изменения, которые привнесет новое поколение интернета — владение контентом пользователями и выплата им компенсаций за активность. 

В ноябре облачная платформа анонсировала запуск ноды в сети Solana и добавление поддержки блокчейна в сервис для Web3-разработчиков Blockchain Node Engine.

Сооснователь Ethereum Джозеф Любин отметил потенциал децентрализации и преобразования привычных бизнес-моделей, который предоставляет «новая версия» интернета.

YouTube планирует внедрить элементы Web3 в свои продукты. Поддержку децентрализованных приложений на нативном уровне развивает команда браузера Opera.

Несмотря на массовые сокращения сотрудников и огромные убытки подразделения Reality Labs, корпорация Meta по-прежнему рассматривает метавселенную в качестве будущего человечества.

По данным Grayscale, рост годового дохода сектора метавселенных достигнет $1 трлн. Известные компании вроде Uniswap Labs, Pantera Capital и Dragonfly Capital создали венчурные подразделения, сфокусированные на Web3.

Согласно исследованию Electric Capital, за 2021 год число разработчиков «нового интернета» увеличилось на 75%.

Выводы

Web3 — молодая, развивающаяся и обширная экосистема. Хотя истоки «нового интернета» ведут в 90-е годы, концепция стала по-настоящему актуальной относительно недавно.

Крупные компании инвестируют значительные средства, экспериментируют с NFT и метавселенными, оценивая их потенциал. Разработчики трудятся над решениями для масштабирования и децентрализованного хранения данных, улучшают пользовательский опыт приложений. Повсеместно тестируются новые формы управления и организации сообществ, внедряется SSI

Однако на пути к массовому принятию Web3 все еще немало преград. Одна из важных проблем — зависимость от централизованных платформ. Многие проекты пытаются исправить это, но для построения надежного фундамента для не требующих доверия Web3-приложений требуются значительные усилия и время.

Читайте биткоин-новости ForkLog в нашем Telegram — новости криптовалют, курсы и аналитика.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.